Подведение итогов командно-штабных учений

Подведение итогов командно-штабных учений

Подготовка и проведение разбора

Разбор проведенных учений представляет собой одну из форм анализа и обобщения опыта подготовки органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС и имеет большое воспитательное и практическое значение. Он способствует развитию оперативного кругозора обучаемых, критическому восприятию ими своих действий, повышению их активности.

Разбор должен носить творческий характер, органически сочетать глубокий теоретический анализ с конкретным практическим опытом действий органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС по каждому вопросу, выносимому на учение. В основу разбора должны быть положены выводы руководителя учения и утвержденные им выводы его заместителей, помощников, старших посредников, начальника группы исследования о действиях на учении обучаемых начальников (руководителей) органов управления гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. На разборе необходимо не только перечислять недостатки, слабые места и нерешенные вопросы, но и глубоко вскрывать и анализировать их причины, определять и указывать пути их устранения.

Подготовка разбора должна начинаться заблаговременно до начала учения после утверждения его замысла и вестись параллельно с разработкой основных документов учения. Она осуществляется группой разбора с участием других групп штаба руководства, заместителей и помощников руководителя учения, посредников. Организацию подготовки разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.

Подготовка разбора включает:

- изучение замысла и других учебно-методических документов, разработанных для проведения учения;

- разработку плана проведения разбора, в котором обычно указываются: цель, время и место проведения разбора; состав привлекаемых на разбор должностных лиц; порядок проведения разбора, в том числе и время проведения частных разборов;

- разработку  и доведение до посреднического аппарата методических рекомендаций о порядке представления и содержании предложений для разбора по этапам учения;

- сбор, обобщение и анализ материалов в разбор за каждый этап учения и за учение в целом, своевременный их доклад руководителю учения;

- подготовку тезисов доклада руководителя учения;

- подготовку наглядных иллюстрационных материалов для демонстрации на разборе.

До начала учения на основе замысла и плана-календаря проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, общей и частной обстановки, создаваемой для их отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются заранее и не зависят от решения обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.)

В ходе учения осуществляются сбор, систематизация, анализ и обобщение фактического материала по результатам действий обучаемых; завершается разработка теоретической части разбора, подготовка иллюстрационных материалов по наиболее ярким примерам как положительных, так и неудачных действий обучаемых на учении. Для большей поучительности и распространения передового опыта на разборе используются для демонстрации документы, разработанные обучаемыми в ходе учения.

Метод проведения разбора определяется руководителем учения, исходя из масштаба, учебных целей учения и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор  и частные разборы по категориям обучаемых.

Общий разбор проводится руководителем учения. На него привлекаются: руководство учением, посреднический аппарат и основные должностные лица обучаемых органов управления и сил.

Общий разбор может включать доклад начальника штаба руководства и указания руководителя учения или только доклад руководителя учения.

В докладе начальника штаба руководства обычно излагаются: тема учения; учебные и исследовательские цели; состав привлекаемых органов управления, сил; замысел проведения учения; отработка учебных вопросов по этапам учения; содержание решений обучаемых и их обоснованность; выводы по работе органов управления, организации и поддержанию управления; эффективность взаимодействия, материально - технического и других видов обеспечения; результаты практических действий привлекаемых на учение сил; наиболее характерные и поучительные примеры действий органов управления и сил, а также решения поставленных задач; соблюдение режимных мероприятий.

В указаниях (докладе) руководителя учения, как правило, дается анализ решений и действий обучаемых с указанием положительных сторон и недостатков, их обоснование, делаются выводы, вытекающие из итогов учения, и ставятся задачи по повышению готовности органов управления, сил по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также по устранению вскрытых недостатков. В заключение руководитель учения дает оценку подготовленности обучаемых начальников  (руководителей), должностных лиц и органов управления в целом, а также оценивает действия привлекаемых на учение сил и средств гражданской обороны и РСЧС, работу штаба руководства и посреднического аппарата. Если на разбор готовится только один доклад руководителя учения, то в нем отражаются также вопросы, включаемые в доклад начальника штаба руководства.

Решающее значение для оценки действий обучаемых, состояния и готовности территориальных и функциональных подсистем РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также путей и способов дальнейшего совершенствования этой работы имеет личное заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений заместителей, помощников руководителя учения и старших посредников (посредников) при соответствующих должностных лицах, участвующих на учении.

Частные разборы проводятся по указанию руководителя учения под руководством заместителей (помощников) руководителя учения с должностными лицами органов управления. На частных разборах проводится детальный анализ действий органов управления и привлекаемых сил; дается оценка должностным лицам и органам управления, которые не оцениваются руководителем учения; определяются и доводятся задачи по устранению выявленных недостатков. Разборы с личным составом привлекаемых сил проводятся отдельно.

Разбор учения проводится непосредственно после их окончания. Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор может быть отнесен на несколько суток после окончания учения. Время, место и порядок проведения общего и частного разборов определяет руководитель учения.

При определении общих выводов необходимо учитывать не только результаты, установленные в ходе проведенного учения, но и итоги предшествовавших учению проверок, объективные показатели, характеризующие состояние защиты населения и территорий в мирное время и особый период.

При подведении итогов прошедшего учения руководитель оценивает работу органов управления, при этом может применяться общепринятая в системе подготовки градация оценок:

"отлично" - если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе, качественно подготовили все документы и участников учения, в ходе учения принимали целесообразные решения, уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в полном объеме выполнение подчиненными силами поставленных задач;

"хорошо" - если обучаемые органы управления показали хорошую слаженность в работе; при разработке документов и подготовке участников учения были допущены незначительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управлении подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнение поставленных задач;

"удовлетворительно" - если обучаемые органы управления работали недостаточно слаженно, принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке, в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчиненными силами поставленных задач;

"неудовлетворительно" - если обучаемые органы управления работали неорганизованно, документы и участников учения подготовили плохо, принимаемые решения не отвечали сложившейся обстановке, в связи с чем было сорвано выполнение подчиненными силами поставленных задач, учебные вопросы отработаны не полностью.

 

Обобщение итогов КШУ

При подготовке и проведении учения накапливается большой опыт практического выполнения различных мероприятий.  Поэтому после разбора предоставляется возможность изучить, обобщить и в дальнейшем использовать этот опыт.

Обобщение опыта  учений и доведение его до соответствующих руководителей может осуществляться различными способами:

результаты учения могут быть вынесены на обсуждение комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, для принятия ими соответствующих решений (постановлений);

по итогам проведенного учения издается постановление  (распоряжение) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому прилагается план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе учения и дальнейшего совершенствования территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны;

в соответствии с распоряжением (постановлением) установленным порядком вносятся уточнения и изменения в планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планы действий (взаимодействия) по гражданской обороне.

По итогам командно-штабного учения, проводимого на федеральном или региональном уровне и имеющего большое практическое значение, может быть издан  приказ МЧС России или иной итоговый документ, который доводится до всех участников учения и начальников заинтересованных  органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.  В такого рода документе анализируется как положительный опыт, полученный в ходе учения, так и  выявленные недостатки, определяются пути их устранения, ставятся задачи подчиненным органам управления на недопущение повторения вскрытых недостатков.



25.11.2010
Экстренные телефоны:
Единая служба спасения
112 112 112 112
Единый телефон пожарных и спасателей
010 001 01 010
Полиция
020 002 02 020
Скорая помощь
030 003 03 030
Аварийная газовая служба
040 004 04 040
Телефон доверия
(8172) 72-99-99
Телефон ЦЭПП
(499) 216-50-50
Подписка на рассылку
Выберите разделы, которые вас интересуют, и введите свой электронный адрес: